Рассмотренные в данной статье модели взаимоотношений были окончательно сформулированы в 1992 году американским врачом Робертом Вичем.
По его мнению типы данных взаимодействий можно подразделить на 4 основные группы.
Модели взаимоотношений медработников и пациентов
1. Патерналистическая модель (название происходит от латинского «pater», что значит «отец»). Отличается особо трепетным, отеческим отношением к пациентам.
При этом, больные воспринимаются как малые дети, не способные принимать самостоятельные решения, делать разумный выбор.
В такой ситуации медицинский работник (врач или медсестра) почти всегда берет на себя полную ответственность за лечение пациента, принимая наиболее важные решения в одиночку, не советуясь с больным.
Яркими примерами патерналистической модели взаимоотношений может быть:
- использование «плацебо» (нейтральных препаратов, выдаваемых за лекарство);
- сокрытие точного правдивого диагноза от пациента.
2. Инженерная модель. Проявляется в безличностном отношении к пациентам со стороны медперсонала.
При такой модели взаимоотношений медицинский работник старается найти причину болезни (словно поломку) и устранить ее (произвести ремонт), не учитывая аспект межличностных взаимоотношений вообще, либо сводя его к минимуму.
Инженерная модель может быть допустима при:
- рентгенологическом обследовании
- функциональном диагностировании
- обследовании больных, пребывающих в бессознательном состоянии
3. Коллегиальная модель. Данный вид взаимоотношений между медицинским работником и пациентом подразумевает доверительные, буквально дружественные отношения.
Таким образом, реализуется общее стремление врача и пациента к выздоровлению, избавлению от болезни.
В результате пациент из простого стороннего наблюдателя превращается в непосредственного участника оздоровительного процесса.
Коллегиальная модель разумна и логична в случае с часто и длительно болеющими пациентами, хроническими недугами, прочими серьезными заболеваниями.
При таких отношениях врач хорошо знаком с психологическим портретом пациента, знает его особенности характера, склонности и предпочтения.
4. Контрактная модель. Достаточно редко данная модель реализуется в официальном, юридически заверенном документе.
Чаще всего, можно наблюдать негласную договоренность между медперсоналом и пациентом. В такой ситуации мнение больного играет важную роль, с ним считаются, принимают во внимание.
Примером контрактной модели может быть отказ пациента от проведения определенных лечебных процедур по тем или иным соображениям.
Наглядно: больная раком груди женщина может отказаться от проведения серьезной операции по косметическим соображениями.