Модели взаимоотношений медработников и пациентов

Опубликовано: 28.03.2016

Рассмотренные в данной статье модели взаимоотношений были окончательно сформулированы в 1992 году американским врачом Робертом Вичем.

По его мнению типы данных взаимодействий можно подразделить на 4 основные группы.

Модели взаимоотношений медработников и пациентов

1. Патерналистическая модель (название происходит от латинского «pater», что значит «отец»). Отличается особо трепетным, отеческим отношением к пациентам.

При этом, больные воспринимаются как малые дети, не способные принимать самостоятельные решения, делать разумный выбор.

1358187491_LPN-License-RenewalВ такой ситуации медицинский работник (врач или медсестра) почти всегда берет на себя полную ответственность за лечение пациента, принимая наиболее важные решения в одиночку, не советуясь с больным.

Яркими примерами патерналистической модели взаимоотношений может быть:

  • использование «плацебо» (нейтральных препаратов, выдаваемых за лекарство);
  • сокрытие точного правдивого диагноза от пациента.

2. Инженерная модель. Проявляется в безличностном отношении к пациентам со стороны медперсонала.

При такой модели взаимоотношений медицинский работник старается найти причину болезни (словно поломку) и устранить ее (произвести ремонт), не учитывая аспект межличностных взаимоотношений вообще, либо сводя его к минимуму.

Инженерная модель может быть допустима при:

  • рентгенологическом обследовании
  • функциональном диагностировании
  • обследовании больных, пребывающих в бессознательном состоянии

3. Коллегиальная модель. Данный вид взаимоотношений между медицинским работником и пациентом подразумевает доверительные, буквально дружественные отношения.

Таким образом, реализуется общее стремление врача и пациента к выздоровлению, избавлению от болезни.

В результате пациент из простого стороннего наблюдателя превращается в непосредственного участника оздоровительного процесса.

Коллегиальная модель разумна и логична в случае с часто и длительно болеющими пациентами, хроническими недугами, прочими серьезными заболеваниями.

При таких отношениях врач хорошо знаком с психологическим портретом пациента, знает его особенности характера, склонности и предпочтения.

4. Контрактная модель. Достаточно редко данная модель реализуется в официальном, юридически заверенном документе.

Чаще всего, можно наблюдать негласную договоренность между медперсоналом и пациентом. В такой ситуации мнение больного играет важную роль, с ним считаются, принимают во внимание.

Примером контрактной модели может быть отказ пациента от проведения определенных лечебных процедур по тем или иным соображениям.

Наглядно: больная раком груди женщина может отказаться от проведения серьезной операции по косметическим соображениями.