Искусственный аборт

Опубликовано: 29.03.2016

Данная тема тесно пересекается с вопросами репродуктивной функции и репродуктивного здоровья человека.

Репродуктивное здоровье является важным аспектом человеческой жизни и предполагает:

  • Наличие свободного выбора
  • Обеспечение нормальной половой жизни
  • Возможность воспроизведения потомства

Репродуктивные права, соответственно, определяют социальные предпосылки, необходимые для обеспечения репродуктивного здоровья человека.

Многие международные документы по человеческим правам, а также законодательные бумаги достаточно подробно описывают данную тему.

Репродуктивные права содержат важнейший аспект, а именно: право человека на добровольное решение иметь желаемое количество детей в желаемое время. При этом вопрос будет неполным, если не учитывать социальные средства планирования семьи. Искусственный аборт, по сути, можно считать одним из средств такого планирования.

1360327990_1333977852_x_e45dc765В условиях современных реалий женщина сама выбирает количество детей, которое в состоянии обеспечить.

Исходя из условий жизни многих людей, можно понять, что аборт является некоей необходимостью, а борьба с ним – это утопия современного общества.

В настоящий момент противники абортов должны сконцентрироваться на решении двух основных задач:

  • снижение числа небезопасных абортов
  • улучшение служб планирования семьи, а также поиск более альтернативных и щадящих путей решения проблемы в рамках контроля рождаемости

Таким образом, проблема решается «двойственным путем». Прежде всего, женщина должна быть информирована и просвещена в сексуальном плане.

Во вторых, в случае нежелательной беременности ей должен быть предоставлен безопасный, адекватный и гуманный искусственный аборт.

Вопрос об аборте затрагивает права женщины, а значит, не может рассматриваться только со стороны безопасности/небезопасности.

Противники абортов не без основания утверждают, что это добровольное убийство человеческой жизни. Но как можно говорить о «Праве на убийство» в этом вопросе?

Тем не менее, церковь имеет однозначное отношение к искусственному аборту. Религия возлагает полный запрет на аборты, проводимые даже «с целью здравоохранения».

Относительно философии, проблема также является однозначной и решенной. Жизнь начинается с самого момента зачатия, когда образуется зигота.

Особую силу имеют научные факты, которые часто приводятся противниками искусственных абортов:

18-й день после зачатия – у плода появляется сердцебиение;
21-й день после зачатия – у плода окончательно формируется система кровообращения;
40-й день после зачатия – у плода обнаруживаются электрические мозговые импульсы;
6-7 неделя после зачатия – плод самостоятельно двигается;
8-я неделя после зачатия – плод начинает сосать палец;
11-12 неделя после зачатия – плод начинает самостоятельно дышать.

При этом начало сердцебиения и активность мозга на сегодняшний день являются главными признаками жизни или умирания человека (смерть констатируется по смерти головного мозга).

Подводя итоги, противники абортов приводят тот факт, что эмбрион является маленьким человеком, который имеет полное право на жизнь.

Следовательно, ранние (до 12 нед.) и поздние (до 20 нед.) аборты классифицируются как нарушения прав человека по месту жительства и возрасту. Как результат возникает вопрос: А чувствует ли плод боль?

Бесспорно лишь одно – чем позже проводится искусственный аборт, тем острее стоят морально-этические и юридические вопросы.

В медицинской среде с 1994 года бытует мнение, что, начиная с 7-й недели, плод начинает чувствовать и по-своему воспринимать окружающий мир.

На этот счет Россия имеет одно из самых либеральных законодательств об аборте. Закон «об охране здоровья граждан» утверждает, что искусственный аборт допустим:

  • По просьбе – до 12-й недели
  • По социальным нуждам (более 3-х детей при низкой обеспеченности семьи) – до 22-й недели
  • По медицинским показателям – независимо от прошедшего срока беременности.

«Декларация о медицинских абортах», принятая ВМА в 1973, дополненная в 1983 году, провозглашает основной моральный принцип – уважение к жизни с момента зачатия ребенка. Здесь же оговаривается, что в некоторых случаях решение должно быть принято врачом.

Решение медицинского работника в любой ситуации достойно уважения. Если искусственный аборт оговорен законодательством государства, то врач имеет право прервать беременность.

В случае, когда врач по разным причинам не может этого сделать, он обязан перепоручить пациентку другом медику.