Роль медицинской сестры в соблюдении режима больными детьми

Опубликовано: 28.03.2016

 

Режим дня является определенным отражением последовательности физиологических процессов, протекающих в организме.

Все органы и системы организма человека действуют:

  • согласованно
  • последовательно
  • ритмично.

Их комплексная деятельность обеспечивает единство организма с внешней средой, а ритмичность природных явлений оказывает влияние на течение процессов в нем.

Так, смена сна и бодрствования обусловлена регулярным чередованием дня и ночи; деятельность органов пищеварения, дыхания, сердечная деятельность также протекают ритмично и последовательно.

Болезнь нарушает этот выработанный стереотип.

Ребенок начинает плохо есть, наступает расстройство сна (днем спит, ночью бодрствует), появляются раздражительность и плаксивость.

Дети школьного возраста становятся замкнутыми, на заданные вопросы отвечают односложно.

У маленьких детей во время болезни задерживается нервно-психическое развитие, наблюдается угасание приобретенных двигательных навыков (перестают ходить, сидеть, не произносят тех слов, которые уже говорили).

Выраженное воздействие болезни на психосоматический статус ребенка требует от врача не только проведения комплексного медикаментозного лечения основного заболевания, но и организации оптимального режима, то есть психического покоя для восстановления нарушенных физиологических функций центральной нервной системы и ее вегетативного отдела.

1357566643_rol-medicinskoy-sestry-v-soblyudenii-rezhima-bolnymi-detmiОхранительный режим в детских больницах строится в зависимости от возраста, характера заболеваний, тяжести состояния и других факторов.

Для всех элементов режима — сна, бодрствования, питания, двигательных упражнений, прогулок, занятий с педагогом, просмотра телепередач и других мероприятий устанавливается определенное время.

Это способствует образованию ряда условных рефлексов. Правильная организация составных частей режима предупреждает возникновение утомления, общей гиподинамии, способствует более быстрому восстановлению здоровья ребенка.

Известно, какую важную роль играет в лечении больных сон. Больной ребенок нуждается в более продолжительном сне, чем здоровый.

Нарушение сна наблюдается при рахите, малой хорее, крапивнике, а также при лечении эфедрином, глюкокортикоидами и другими лекарственными препаратами.

Нарушение сна часто наблюдается у подростков, страдающих неврозом, а также у детей первого года жизни под воздействием вредных привычек (кормление грудью во время сна, укачивание), при переедании перед сном. Некоторые дети не могут спать в темноте, при ярком свете, при разговоре.

Медицинский персонал больницы в повседневной работе, связанной с проведением лечебных и диагностических манипуляций, гигиенической уборкой палат, должен выработать у себя бережное отношение ко сну ребенка, особенно это важно для тяжелобольных.Их нужно оберегать от шума, ярких источников света.

Подготовка ко сну: проветривание палат, осуществление гигиенических мероприятий (уход за полостью рта, мытье ног, туалет половых органов) должна проводиться в определенные часы. Медицинская сестра в течение ночи осуществляет наблюдение за спящими детьми.

Встречаются больные, преимущественно подросткового возраста, которые, испытывая трудности засыпания, просят у дежурной сестры снотворные средства.

Сестра должна успокоить больного (посоветовать ему медленно считать до ста, смотреть в одну точку и т. п.), а утром сообщить об этом случае лечащему врачу. Не следует давать больным детям снотворные средства без назначения врача, так как при систематическом применении может наступить привыкание к ним.

Приведем пример.

Юлия, 14 лет, длительно болевшая тяжелой формой бронхиальной астмы, поступила в детское, а затем в реанимационное отделение стационара. В комплексном лечении наряду со спазмолитическими средствами в течение нескольких дней применялся транквилизатор в инъекциях. После перевода вновь в детское отделение больная каждый вечер симулировала приступ астмы и сообщала дежурному врачу, что ей может помочь только этот транквилизатор. После его введения у девочки наступал глубокий сон. Лечение, назначенное психоневрологом, проведение курса электросна позволили в дальнейшем избежать приема препарата. Больная была выписана с улучшением.

Дневной сон также является важным элементом лечебного режима детской больницы. Медицинская сестра должна проследить за тем, чтобы все дети спали.

Перед сном дежурные обязаны проветрить комнату, навести порядок в палате. Трудно заснуть днем обычно бывает «новеньким» больным школьного возраста.

Это объясняется тем, что у детей дома был иной режим, и до болезни они днем не спали. Но если сон проводится строго в одни и те же часы, условный рефлекс на него удается выработать через 2—3 дня. Замечено, что дети засыпают быстрее, если в палате во время тихого часа присутствует медицинская сестра.

Следующим важным фактором стационарного режима является питание. При его организации следует учитывать тяжесть состояния детей, характер течения заболевания, по возможности — режим питания до болезни.

В первые дни после госпитализации у многих детей снижен аппетит, они отказываются от еды. Это связано с интоксикацией организма, а также с непривычно «новой» (по сравнению с домашней) пищей.

Но в больнице нередко находятся на лечении дети, которых родители не приучили самостоятельно есть. Эти больные требуют особого внимания и терпения со стороны медицинского персонала: их следует сажать за столик с детьми такого же возраста и, без применения волевых элементов, путем уговора и подбадривания, кормить.

На практике был такой случай. Из сельской местности поступила больная Нина М., 3 лет, с тяжелой формой малокровия. Оставляя девочку в больнице, мать переживала, что она будет голодать, так как до этого времени вскармливалась из соски и получала только протертую пищу, преимущественно молочную. В данном случае причиной анемии были неправильное питание и воспитание. Каково же было удивление матери, узнавшей, что ровно через неделю ее дочь сидела в столовой и самостоятельно ела пищу, соответствующую ее возрасту. Через месяц показатели крови у девочки нормализовались, и она была выписана.

Следует подчеркнуть важность эстетического оформления столовой, соблюдения санитарно-гигиенических условий приема пищи (чистое, проветренное помещение, соответствующая возрасту мебель и т. д.).

С большим желанием выздоравливающие старшие дети участвуют в раздаче пищи. По согласованию с врачом старшая сестра выделяет из числа детей дежурных для помощи буфетчице.

Медицинские сестры должны всегда помнить о детях, которые получают глюкокортикоидные препараты (преднизолон, дексаметазон и др.).

Одним из побочных действий этих препаратов является резкое повышение секреции желудочного сока, вследствие чего у детей развивается повышенный аппетит. Они нуждаются в дополнительном питании до завтрака (молоко, кефир, чай и хлеб с маслом).

Нельзя об этом забывать, так как в противном случае высокая активность желудочного сока, соляная кислота и пепсин, действуя на слизистую оболочку желудка, могут вызвать ее раздражение и воспаление (медикаментозный гастрит, эрозия, язва).

Особого внимания требуют тяжелые больные, у которых резко нарушен аппетит. Сестра должна принести пищу в палату, обязательно посидеть возле больного, уговорить его поесть. Иногда, по просьбе детей, можно заменять блюдо другим или дополнять его продуктами из домашней передачи.

Большое значение в комплексном лечении больных имеет организация двигательного режима в стационаре, особенно для детей с сердечно-сосудистой патологией, заболеваниями почек.

Все знают, как тяжело удержать ребенка в постели, даже при тяжелом течении заболевания. Выполнение режима легче осуществить в палатах, где находятся больные с одним и тем же заболеванием, с одинаковыми сроками госпитализации и тяжестью состояния. В этих случаях дети хорошо переносят постельный режим, разгрузочные дни, бессолевую диету.

Если больные одной палаты находятся на разных двигательных режимах, можно использовать условные знаки (картонные или эмалированные кружки), которые вешаются на спинках кроватей.

При строгом постельном режиме на кровать ребенка вешают кружок красного цвета. Кружок синего цвета означает, что больному разрешен полупостельный режим (можно ходить в столовую и пользоваться туалетом). Выздоравливающих детей переводят на общий двигательный режим, и на кровать прикрепляют зеленый кружок.

Предложенная методика соблюдения режима с использованием условных знаков дисциплинирует детей, помогает медперсоналу быстро ориентироваться в назначенных двигательных режимах и контролировать их выполнение отдельными больными.

Соблюдение режима, назначенного врачом,— важное звено лечебного процесса в стационаре. Медицинская сестра обязана строго следить за выполнением двигательного режима и объяснять детям важность его соблюдения для предупреждения осложнений заболевания.