Отношение детей к режиму в детских стационарах

Опубликовано: 28.03.2016

В целях эксперимента было изучено более 500 анкет больных детей разного возраста.

Наряду с другими в анкетах содержались вопросы, касающиеся режима дня в условиях стационара.

Большинство больных в своих ответах указали, что они спокойно переносят распорядок дня в больнице, часть детей высказали замечания по отдельным элементам больничного режима.

Остановимся на некоторых из них.

Многие дети жаловались на постоянное недосыпание и просили, чтобы утренний подъем соответствовал графику отделения (7 ч), называли сестер, которые очень рано будят больных для измерения температуры, утреннего туалета, уборки палаты.

С благодарностью отзывались дети о медицинских сестрах, которые в утренние часы приглашают в манипуляционную отдельных больных, соблюдая тишину и не нарушая сна других детей.

Больные дети, особенно мальчики, часто негативно относятся к тихому часу. В анкетах они высказывали пожелания, чтобы:

  • тихий час отменили
  • заменили прогулкой
  • разрешали во время него читать, играть.

Медицинской сестре приходится нередко прилагать максимум усилий, терпения, прибегать к разным дипломатическим ухищрениям, чтобы дети днем заснули.

Дети быстрее засыпают, если сестра, укладывая их в кровати, обращается к ним спокойным, ласковым голосом (а не кричит и приказывает), если палаты проветрены, весь персонал стационара соблюдает тишину, на время тихого часа отключен телефон.

Нежелательно, чтобы время тихого часа совпадало с приходом консультантов, проведением диагностических процедур (рентгенография, электрокардиография), обходом врачей второй смены. Поведение детей при таком «режиме» заметно меняется:

  • они возбуждены
  • конфликтуют между собой
  • плачут
  • с трудом засыпают вечером
  • слишком рано пробуждаются утром.

Несоблюдение режима, безусловно, отражается на сроках выздоровления.

1357571324_otnoshenie-detey-k-rezhimu-v-detskih-stacionarahПрогулки и свидания с родителями играют важную роль в психоэмоциональном состоянии больных детей.

Какой радостью светятся лица у детей при посещении их учителями и школьными товарищами!

Такие свидания особенно необходимы для тяжелобольных, длительное время пребывающих в больнице.

В тех случаях, когда школа не проявляет особого внимания к больному учащемуся, необходимо позвонить в школу, сообщить адрес лечебного учреждения и попросить классного руководителя навестить больного.

Это имеет большое значение для поднятия его эмоционального тонуса и выздоровления.

Карантин по гриппу и детским инфекциям и связанный с ним запрет на прогулки и свидания с родными вызывают у детей большие переживания (в анкетах дети просили не отменять свидания и предлагали «методы безопасности», например, ношение «многослойных масок»).

Медицинские сестры должны объяснять детям, с какой целью объявляется карантин. В период карантина весь персонал, начиная с врача и кончая санитаркой, должен носить маски, меняя их через определенное время.

В анкетах больные высказывали пожелания об изменении времени просмотра телепередач (заботливые родители, узнав, что в отделении есть телевизор, приносят детям программы передач). Больные подросткового возраста просили разрешить им вечерний просмотр телепередач до 21 ч, а в некоторых случаях и немного позже.

В анкетах больные подростки просили относиться к детям дифференцированно и в некоторые дни разрешать отход ко сну позже на один час. Медики считают, что в отдельных случаях просмотр телепередачи старшим школьникам можно разрешать в течение часа после отбоя в отделении.

Это отклонение от режима медицинская сестра должна заранее согласовать с заведующим отделением.

В анкетах было высказано много пожеланий, связанных с улучшением качества блюд, сервировкой стола (например, подавать, кроме ложки, вилку и нож, салфетки, использовать яркую посуду), с организацией учебных комнат, приобретением настольных игр.

Следует подчеркнуть, что из ответов детей на вопросы анкеты, интересующие администрацию отделения, можно получить объективный материал, который позволяет судить о недостатках в организации режима и лечения больных и который можно использовать в дальнейшей работе.