Роль психотерапии в лечебно-охранительном режиме

Опубликовано: 28.03.2016

В работе медицинских сестер детского стационара особое внимание нужно уделять вопросам возраста, психологии здорового и больного ребенка при соматических заболеваниях.

Учитывая, что эти вопросы недостаточно освещены в специальной литературе, хотется остановиться на некоторых особенностях детской психопатологии и психотерапии, знание которых необходимо медицинской сестре в ее повседневной деятельности.

Любое заболевание влияет в той или иной степени на психику ребенка.

Нервно-психическая сфера, находящаяся у него в стадии формирования, отличается повышенной уязвимостью.

Нередко у детей под влиянием психотравмирующих факторов и телесных недугов формируются нарушения деятельности центральной нервной системы.

Медицинская сестра должна быть осведомлена о возможных мозговых нарушениях у детей при госпитализации.

Сдвиги, происходящие в организме в результате изменения высшей нервной деятельности, обычно кратковременны, но могут приобрести и стойкий характер.

В период пребывания в стационаре у некоторых детей появляются эмоциональные реакции в виде:

  • тревоги
  • устрашающих сновидений.

Возможно появление дурных привычек, которых (по утверждениям родителей) до госпитализации в стационар у детей не было:

  • сосания пальцев
  • обкусывания ногтей
  • драчливости
  • попрошайничества и даже воровства.

У длительно пребывающих в больнице детей нередко возникают явления госпитализма:

  • стереотипии (выполнение ряда однообразных движений);
  • инфантильное поведение (свойственное более раннему возрасту);
  • ночной или дневной энурез (недержание мочи);
  • энкопрез (недержание кала).

Из психопатологических синдромов при соматических заболеваниях наиболее часто встречается астенический. Он проявляется в:

  • повышенной раздражительности
  • неустойчивости настроения
  • быстрой утомляемости
  • вялости
  • головной боли
  • вспыльчивости.

Иногда наблюдаются возбудимость, двигательная расторможенность, многоречивость. При госпитализации часто также отмечается фобический синдром (у 30 % детей). Он проявляется в:

  • навязчивом страхе
  • повышенной тревожности
  • опасениях (страх смерти, страх перед болезненными процедурами, перед незнакомой обстановкой, боязнь не найти себе друга в палате и т. п.).

При депрессивном синдроме наблюдаются угнетенное состояние:

  • ребенок капризничает
  • часто монотонно плачет
  • отказывается от еды
  • худеет.

В ряде случаев возникает психопатоподобный синдром, проявлениями которого являются:

  • нервная неуравновешенность
  • расторможенность влечений
  • агрессивные тенденции.

Некомпетентная в вопросах детской психопатологии медицинская сестра зачастую квалифицирует вышеназванные синдромы как недостаток воспитания, признаки дурного характера, грубость. 1357640547_rol-psihoterapii-v-lechebno-ohranitelnom-rezhime

Понятно, что в таких случаях она будет и реагировать соответствующим образом, что, естественно, не будет способствовать взаимопониманию между медицинским персоналом и родителями ребенка, а также выздоровлению больного.

В работе с больными детьми необходимо постоянно применять психотерапевтическое воздействие, которое поможет преодолеть трудности при обследовании и в процессе выполнения лечебных процедур.

К психотерапии относятся методы, оказывающие лечебное воздействие на психику, а через нее и на весь организм больного.

Психотерапия в детском стационаре — это одно из слагаемых мастерства медицинской сестры. Овладение этим мастерством абсолютно необходимо потому, что госпитализация ребенка сопровождается психотравмой, связанной с отрывом от родителей, сверстников, от привычных вещей и занятий.

Дети при госпитализации не только страдают от разлуки с близкими, они пугаются чужих, незнакомых лиц, осуществляющих порой болезненные процедуры, что приводит к изменению поведения. Поэтому в лечебно-охранительном режиме стационара больницы психопрофилактика и психотерапия должны занимать одно из ведущих мест.

Какими же формами психотерапевтического воздействия можно воспользоваться медицинской сестре, чтобы обеспечить охранительный режим в детском стационаре?

Для успешного лечения применяют «малую» психотерапию, то есть проведение разъяснительных, успокоительных, убеждающих и ободряющих бесед вне или во время диагностических и лечебных процедур.

Медицинская сестра детской больницы должна постоянно совершенствоваться в искусстве обхождения с больным.

Ведь лечение больного ребенка — это и создание вокруг него атмосферы положительных эмоций. А положительные эмоции у ребенка (как и у взрослого) в условиях больницы можно создать, используя:

  • методы лечебного воздействия
  • рисование
  • чтение
  • музыку и пр.

Следует помнить слова А. М. Горького — великого писателя и великого психолога, о том, что «детей нет— есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств».

Каждая личность индивидуальна, поэтому к ней должен быть применен индивидуальный подход, дифференцированные методы воздействия. Одним из методов такого воздействия является арттерапия (от лат. ars, artis — искусство).

У детей почти постоянно имеется потребность к творчеству.

В возрасте от 3 до 12 лет дети любят рисовать. Это не случайно. Рисование является одним из этапов развития психики человека.

Находясь в прямой связи с важнейшими психическими функциями— зрением, речью, координацией движений, оно помогает детям отвлечься от своих переживаний, вызывает положительные эмоции. В охранительном режиме рисование можно рассматривать и как одну из форм занятости. Поэтому в каждой палате должны быть карандаши, бумага для рисования.

Большое значение имеет коммуникативная функция рисования. Дети, занимающиеся рисованием в коллективе, лучше контактируют друг с другом, что очень важно для ребенка с недостаточной способностью к общению.

Следует создавать доброжелательную обстановку во время рисования, одобрять все детские работы. Дети ценят похвалу, поощрение. Поэтому все работы детей (не только лучшие) желательно периодически вывешивать на стендах, устраивать выставки детских рисунков.

Для детей, вступающих в подростковый возраст, когда вторая сигнальная система уже достаточно развита и играет ведущую роль в познавательной деятельности, начинает приобретать значение слово (устное или печатное).

В этом плане некоторым детям может применяться суггестивная терапия (от лат. suggestio — внушение). Этот метод можно использовать при достаточно высокой степени внушаемости ребенка.

Библиотерапия — метод чтения в лечебных целях. Дети любят, когда им читают вслух. Организовать коллективное чтение книги можно всегда, привлекая к этому одного из находящихся в стационаре больных.

Лучше отбирать для чтения короткие рассказы, сказки. Дети охотно слушают одни и те же сказки по несколько раз. В каждой детской больнице должна быть библиотека, в которой больной, в зависимости от возраста, мог бы подобрать себе соответствующую книгу.

Библиотерапия дополняет имаготерапию (oт лат. iinagu — образ, изображение). Воссоздание в воображении того или иного образа имеет большое значение, особенно при подготовке ребенка к болезненным манипуляциям.

Детей убеждают, что любимый герой их книжек в подобной ситуации вел бы себя мужественно, что именно с него нужно брать пример. Почти у всех мальчиков любимыми персонажами являются солдат, летчик, танкист. Поэтому, говоря ребенку: «Ведь ты — будущий солдат!», мы используем имаготерапию с лечебно-профилактической целью.

С помощью игр у маленьких пациентов добиваются появления положительного эмоционального фона, спокойствия, уверенности в себе. Дети любят играть в шашки и шахматы, любят лепку из пластилина и другие игры.

Интересен опыт проведения в некоторых больницах массовых детских игр типа «Праздник Айболита». Безусловно, «встреча» в стенах больницы с любимыми героями из книг, их положительные образы благоприятно влияют на течение заболевания.

Нельзя забывать о положительном действии на больного лекций, бесед на различные темы, которые должны быть подготовлены сестрой в интересной, доступной форме, с иллюстративным материалом, демонстрацией слайдов о детях, ранее лечившихся в стационаре. Такие беседы со старшими детьми помогают мобилизовать резервные силы их организма для борьбы с болезнью.

Дети любого возраста, а особенно старшего, любят слушать музыку. На детей музыка оказывает сильное воздействие:

  • доставляет удовольствие
  • вызывает положительные эмоции.

Музыкальные способности человека развиваются задолго до развития речи и интеллекта. Поэтому дети начинают рано воспринимать музыку. Сосредоточенное внимание к музыке можно наблюдать у детей уже в грудном возрасте.

В начале XX века совместными усилиями физиологов, психологов (И, П. Павлова, В. М. Бехтерева и др.) было доказано, что любые, различные по своему характеру эмоции — это сложные ответные реакции организма, осуществляемые при непосредственном участии центральной нервной системы.

Как показано трудами И. П. Павлова и его школы, музыка в первую очередь действует на центральную нервную систему и ее высший отдел — кору большого мозга, которая контролирует и регулирует всю деятельность организма человека.

В трудах отечественного ученого А.С. Догеля имеются сообщения, что разные сила, темп и высота звуков оказывают различное действие на систему кровообращения, вызывая учащение или замедление сердцебиения, изменение пульса.

Ученые установили, что музыка влияет на теплообмен и силу мышечных сокращений (акад. Н. Р. Тарханов с сотрудниками), что она улучшает периферическое зрение, что под ее влиянием может повышаться или понижаться тонус мышц (этим, например, объясняется бодрящее действие марша).

Интересны данные исследований влияния на сердечно-сосудистую систему гармоничной и дисгармоничной музыки.

Еще с древних времен известно, что музыка может помогать в борьбе с болезнью.

Терапию музыкой можно проводить в виде отдельных сеансов. При этом музыкальные произведения подбираются в соответствии с возрастом, вкусом, музыкальной подготовленностью ребенка, а также в зависимости от его общего состояния, типа нервной системы, характера болезни.

Терапия музыкой особенно полезна детям с функциональными расстройствами нервной системы, неврозами и неврозоподобными заболеваниями, сосудистыми дистониями. Можно сопровождать музыкальными сеансами детские игры в целях создания у детей положительного эмоционального фона на определенном этапе лечебно-охранительного режима.

Можно также создать для детей, пребывающих длительно на стационарном лечении, специальную дискотеку из любимых детских песен и организовывать их прослушивание в определенные дни. Желательно иметь в стационаре наушники для детей, увлекающихся музыкой.

Использование музыки в лечебно-охранительных целях еще недостаточно широко распространено в детских стационарах.

Однако можно думать, что как вспомогательное терапевтическое средство она скоро займет должное место в стационарах детских больниц, особенно в отделениях для больных хроническими заболеваниями, подолгу находящихся на стационарном режиме.

В сложном комплексе лечебно-охранительных мероприятий следует уделять большое внимание воспитательно-педагогической работе с детьми.

Индивидуальный подход к детям с учетом возраста, тяжести заболевания, характерологических черт личности, влечений помогает медицинской сестре, педагогу отвлечь внимание больного от своего недуга, оградить от нежелательных переживаний, связанных с выполнением определенных требований режима детского стационара.