В этой главе мы рассмотрим особенности сестринского процесса в конкретном направлении деятельности – в педиатрическом отделении.
Основная стратегия здесь – это оказание помощи и предоставление ухода за здоровыми и больными детьми, находящимися на стационарном лечении и приходящими на прием к врачу. При этом могут возникать определенные затруднения, связанные с особенностью детского контингента.
К примеру, в процессе своей работы в педиатрии медсестра в большей степени вынуждена контактировать и общаться с родителями и близкими ребенка, нежели с самим пациентом, что, безусловно, вносит специфику в профессиональную деятельность.
Сестринский процесс здесь предъявляет высокие требования к этике и психологии медицинской сестры, которая не должна отходить от профессиональных факторов, базирующихся на:
— знании и понимании анатомо-физиологических нюансов подрастающего организма;
— условиях протекания различных заболеваний непосредственно у детей, отличающихся от аналогичных условий в случае со взрослым человеком.
Проще говоря, ребенок и взрослый болеют по-разному, и это необходимо учитывать.
Компоненты сестринского процесса
Цель. Складывается из идентификации нужд пациента в уходе и имеет серьезное значение в свете того, что ребенок не всегда может определить, что именно ему нужно, и эти решения вынуждена принимать медсестра.
Универсальные проблемы пациента
В сестринском процессе педиатрического отделения выделяют универсальные потребности, в которых, так или иначе, нуждаются все пациенты, независимо от возрастных групп.
К данной категории относят потребность в пище, сне, одевании, раздевании, поддерживании нормальной температуры тела, бодрствовании, чистоте и так далее. Выявить универсальные потребности не сложно, следуя естественной логике развития детей в разных возрастных категориях, так как все дети неизбежно нуждаются:
- в рациональном питании и питьевом режиме
- в гигиене и рациональной одежке и тому подобное…
Особенность педиатрии заключается в том, что помимо работы с ребенком медицинской сестре приходится работать и с его родителями и родственниками с той целью, чтобы донести до них потребности и нужды малыша.
Современные родители, к примеру, до рождения малыша могут даже не подозревать о тех трудностях, нуждах и потребностях, которые ему необходимы. Обучить родственников особенностям ухода, объяснить проблемы ребенка в конкретном возрасте – это и есть задача медсестры педиатрического отделения.
Индивидуальные проблемы пациента
Кроме универсальных трудностей, присущих всем детям, медицинская сестра обязана различать индивидуальные особенности личности малыша, свойственные его возрасту.
Например, ребенок может слабо развиваться в психическом или физическом плане, может отставать от детей своей группы или опережать их в развитии, может неверно проводить самооценку или понимать конкретные вещи, неправильно истолковывать социальные связи и тому подобное.
Игнорировать индивидуальность малыша медсестра не может и не должна!
Для выявления таких факторов стоит обратить внимание на общение больного со своей социальной группой, оценить картину событий с различных точек зрения.
Альтернативные и необычные решения, приводящие к нужному результату, здесь только приветствуются, так роль медицинского работника в педиатрии неизбежно включает творческую компоненту.
При этом особенно важна правовая точка зрения, установленная законодательством государства.
К примеру, развитие и мировоззрение, состояние здоровья ребенка может формироваться под отрицательным воздействием внешних сторонних факторов. Права малыша в семье могут ущемляться, к ребенку могут применяться излишние меры физических наказаний, что обязательно попадает в поле зрения медицинской сестры педиатрического отделения.