Моральные аспекты действий и поступков медицинской сестры очень важны при построении стратегии ухода и помощи пациентам в педиатрии.
Среди наиболее важных аспектов здесь стоит отметить 7 основополагающих пунктов:
1. Проявление уважительного отношения к людям, принятие индивидуальности и автономии малыша, предоставление возможности выбора.
2. Аспект характера деятельности, соответствия определенным принципам и качествам, которые подразделяют поступки на правильные и неправильные, справедливые и несправедливые.
Суть данного аспекта заключается в вырабатывании одинакового объективного отношения ко всем и каждому, с учетом этических норм сестринской профессии.
Медсестра не должна выказывать предвзятости, не разделяя детей по половозрастным, социальным, национальным, региональным, гендерным, религиозным и политическим группам.
3. Моральный аспект.
4. Аспект поиска оптимального решения, которое бы дало наилучший результат при минимальных усилиях. Данный аспект удобно рассматривать из позиций рациональности.
Суть заключается в том, что медицинская сестра обязана рассмотреть все возможные варианты и последствия, выбрав наиболее подходящее решение.
К примеру: если ребенок не может проглотить таблетку, нерационально дробить ее на мелкие части, куда эффективнее назначить тот же препарат в виде микстуры или порошка.
Также нерационально, например, брать кровь с пальца правой руки у правши, так как в этом случае ребенок-правша может испытывать дальнейшие затруднения, и рациональным решением будет проба с пальца левой руки.
Оптимальное решение проблемы должно быть простым и максимально безболезненным, с минимальными трудозатратами и последствиями.
5. Аспект мотивации. Умение грамотно рассказать о процессе лечения – важный навык для медицинской сестры. В этом плане отговорки типа «Потому, что так надо», «Потому, что так врач сказал» не работают.
Медицинская сестра с должной квалификацией всегда раскроет перед малышом и его родителями полную картину лечебного процесса, описав не только методологическую часть действий, но и их смысловую составляющую.
Например, когда медсестра подробно разъясняет, для чего назначаются те или иные медикаменты и каких результатов стоит ожидать, родители лучше понимают суть и задачи лечения, становятся помощниками и участниками оздоровительного процесса, а не только роботами, исполняющими строгие указания врача.
То есть подобным общением медицинская сестра закладывает мотивационные принципы, которые работают лучше, чем простые приказы и указания.
6. Аспект «соответствия с природой» проблемы и особенностями маленькой личности ребенка, который будет проще понять на примере.
К примеру, если детей старше трех лет подготавливают к определенной медицинской процедуре, предполагающей болезненные ощущения, то обманывать, говоря о безболезненности манипуляций, их нельзя!
В случае выявления такого обмана ребенок перестает доверять авторитету медсестры, испытывает опаску при каждой следующей процедуре.
В такой ситуации будет лучше предупредить малыша заранее, в игровой форме сообщив о том, что именно от него требуется.
Например, в условиях советской медицины детям часто говорили: «потерпи, и станешь летчиком» или «солдаты не плачут» (в примитивной форме здесь как нельзя лучше описан сам принцип такого аспекта). Здесь же можно использовать игрушки, на которых объясняется суть предстоящих процедур.
К примеру: «гляди, вот твой медвежонок тоже терпит и не плачет».
Если же есть хоть одна возможность отказаться от болезненных процедур, то, в соответствии с аспектом №4 (поиск оптимального решения), такой возможностью нужно обязательно воспользоваться!
7. Аспект поиска подходящего решения. В отдельных случаях, например, при лечении детей вегетарианцев или религиозных семей возникает необходимость в поиске компромиссных решений, на которые готовы согласиться родители ребенка.
Умение находить такие решения из, казалось бы, безвыходных ситуаций – важное качество медицинского работника. При этом вполне реально отыскать пути, которые устроят мнительных и скептических родителей по тем или иным вопросам лечения.
Поиск альтернатив и компромиссов – основной ключ к решению задачи.