Сестринское обследование пациента (ребенка) и диагностирование в педиатрии

Опубликовано: 29.03.2016

Следующая компонента сестринского процесса складывается из пяти отдельных элементов, включающих:

  • организацию обследования
  • постановку сестринского диагноза
  • разработку сестринского плана мероприятий
  • реализацию поставленных задач
  • оценку эффективности выполненной работы

Необходимость обследования

Независимо от того, болеет человек или находится во здравии, его, в первую очередь, нужно обследовать, чтобы собрать и зафиксировать данные о состоянии здоровья на определенный 1433663250_Pediatricsмомент времени.

Получить такую информацию медицинская сестра может самыми различными способами, начиная от расспроса пациента и членов его семьи, дополняя картину амбулаторными результатами, заключениями прочих медицинских специалистов, литературными (справочными) данными.

Особенность работы в педиатрической сфере заключается лишь в том, что сам пациент не всегда может предоставить информацию, интересующую медика, не может изложить сведения о состоянии собственного тела, не способен различить внутренние тревоги и переживания, а тем более сформулировать их в готовые мыслеформы.

Общеизвестно, что до 4-5 лет дети вообще испытывают трудности с локализацией боли, определяя ее характер лишь жестами.

Например, если ребенок не может сообщить, что у него болит зуб, он способен указать рукой на беспокоящий участок тела.

Аналогичным образом даже отдельные подростки не всегда точно описывают свои ощущения, и сообщают врачу, что у них болит все – и руки и ноги, и спина и голова, и сердце и грудь…

В отдельных ситуациях медицинский работник способен даже проявить страх подхватить от заболевшего ребенка тех или иных паразитов, а потому, обучение основам профессии важно заложить уже на этапе подготовки студентов.

Так, например, студент медицинского учреждения с первых дней должен усвоить концепцию автономного подхода, при котором проявляется уважение к мыслям и поступкам человека, его безусловной индивидуальности и ценности для общества.

Исходя из этого необходимо принять, что «человек совершат поступки в соответствии с тем планом, который он или она для себя избрал(а)» (по мнению Бичампа).

Уважение, проявляемое к людям различного возраста, возможно, может восприниматься чересчур абстрактно и расплывчато, тогда как уважение автономии учитывает и поведение, и волю, и личные планы человека, и особенности его личности.

Например, в ходе предварительного исследования иногда выясняются интересные случаи, когда пациенты отказываются принимать лекарства просто потому, что не доверяют конкретному медработнику и методам его лечения, не понимают смысла и целей лечебных процедур.

Сестринский диагноз

Если информация о пациенте педиатрического отделения собрана в полном объеме, постановка сестринского диагноза никаких трудностей не вызывает и, в принципе, закладывается уже на этапе сбора информации.

При этом сестринский диагноз медсестры педиатрического отделения имеет свои характерные особенности и складывается из трех частей:

  1. Биолого-генеалогических данных (развитие малыша, перенесенные болезни, детские травмы, акушерский анамнез и т.д.).
  2. Социальных показателей (воспитание, бытовые особенности жизни).
  3. Клинических данных (трудности со здоровьем).

Умение различать и группировать информацию о ребенке по этим трем группам имеет серьезное значение в педиатрии, так как раскрывает полную картину жизни и историю ребенка до нынешнего момента.