Следующая компонента сестринского процесса складывается из пяти отдельных элементов, включающих:
- организацию обследования
- постановку сестринского диагноза
- разработку сестринского плана мероприятий
- реализацию поставленных задач
- оценку эффективности выполненной работы
Необходимость обследования
Независимо от того, болеет человек или находится во здравии, его, в первую очередь, нужно обследовать, чтобы собрать и зафиксировать данные о состоянии здоровья на определенный момент времени.
Получить такую информацию медицинская сестра может самыми различными способами, начиная от расспроса пациента и членов его семьи, дополняя картину амбулаторными результатами, заключениями прочих медицинских специалистов, литературными (справочными) данными.
Особенность работы в педиатрической сфере заключается лишь в том, что сам пациент не всегда может предоставить информацию, интересующую медика, не может изложить сведения о состоянии собственного тела, не способен различить внутренние тревоги и переживания, а тем более сформулировать их в готовые мыслеформы.
Общеизвестно, что до 4-5 лет дети вообще испытывают трудности с локализацией боли, определяя ее характер лишь жестами.
Например, если ребенок не может сообщить, что у него болит зуб, он способен указать рукой на беспокоящий участок тела.
Аналогичным образом даже отдельные подростки не всегда точно описывают свои ощущения, и сообщают врачу, что у них болит все – и руки и ноги, и спина и голова, и сердце и грудь…
В отдельных ситуациях медицинский работник способен даже проявить страх подхватить от заболевшего ребенка тех или иных паразитов, а потому, обучение основам профессии важно заложить уже на этапе подготовки студентов.
Так, например, студент медицинского учреждения с первых дней должен усвоить концепцию автономного подхода, при котором проявляется уважение к мыслям и поступкам человека, его безусловной индивидуальности и ценности для общества.
Исходя из этого необходимо принять, что «человек совершат поступки в соответствии с тем планом, который он или она для себя избрал(а)» (по мнению Бичампа).
Уважение, проявляемое к людям различного возраста, возможно, может восприниматься чересчур абстрактно и расплывчато, тогда как уважение автономии учитывает и поведение, и волю, и личные планы человека, и особенности его личности.
Например, в ходе предварительного исследования иногда выясняются интересные случаи, когда пациенты отказываются принимать лекарства просто потому, что не доверяют конкретному медработнику и методам его лечения, не понимают смысла и целей лечебных процедур.
Сестринский диагноз
Если информация о пациенте педиатрического отделения собрана в полном объеме, постановка сестринского диагноза никаких трудностей не вызывает и, в принципе, закладывается уже на этапе сбора информации.
При этом сестринский диагноз медсестры педиатрического отделения имеет свои характерные особенности и складывается из трех частей:
- Биолого-генеалогических данных (развитие малыша, перенесенные болезни, детские травмы, акушерский анамнез и т.д.).
- Социальных показателей (воспитание, бытовые особенности жизни).
- Клинических данных (трудности со здоровьем).
Умение различать и группировать информацию о ребенке по этим трем группам имеет серьезное значение в педиатрии, так как раскрывает полную картину жизни и историю ребенка до нынешнего момента.