Этика взаимоотношений сотрудников в условиях детского стационара

Опубликовано: 28.03.2016

В отличие от поликлиники, где у участковой медицинской сестры ежедневно меняются состав больных, форма работы и период взаимоотношений с родителями и детьми на участке довольно непродолжителен, в детском отделении стационара лечебно-диагностическая работа происходит «на виду» у больных детей и ухаживающих за ними матерей.

Каждый, даже незначительный, дефект в поведении персонала отделения попадает в поле зрения сразу нескольких десятков детских глаз, передается родителям, родственникам, что и создает общественное мнение о коллективе больницы в районе обслуживания.

Поэтому в детском отделении стационара должна быть очень высокой этика взаимоотношений во всех звеньях его медицинской структуры:

  • заведующий отделением
  • ординаторы
  • старшая медицинская сестра
  • постовая сестра
  • сестра манипуляционного кабинета
  • сестра-хозяйка
  • санитарка

В порядке субординации (от старшего к младшему) старший по работе обязан контролировать и требовать исполнительской дисциплины у младших медицинских сотрудников.

1357981765_etika-vzaimootnosheniy-sotrudnikov-v-usloviyah-detskogo-stacionaraВзаимоотношения между сотрудниками в детском отделении должны быть деловыми, но в то же время и товарищескими.

При совместной работе появляется чувство уважения к коллегам, возникают общие интересы, направленные на улучшение обслуживания детей в отделении.

Все это ни в коем случае не исключает строгую субординацию, которой требует сама специфика медицинской деятельности, опасность возможной ошибки.

Успех работы в детском стационаре во многом определяется взаимопониманием между врачом и медсестрой, их деловой взаимопомощью. Медицинская сестра должна всегда помнить, что она является помощником врача.

Даже если врач имеет еще небольшой стаж работы, его кругозор, приобретенные им теоретические и практические знания достаточны для принятия решений в ходе лечения больного, и он несет полную ответственность за лечебные назначения, выполняемые медицинской сестрой.

В свою очередь молодой врач, не приобретший еще достаточно практического опыта работы с детьми, не должен пренебрегать разумными советами опытной медицинской сестры, которая должна подсказать их в тактичной форме, не унижающей достоинства молодого специалиста.

Этим самым медицинская сестра поможет врачу избежать ошибок и приобретет в его глазах авторитет знающего свое дело коллеги. Еще М.Я. Мудров в начале XIX в. подчеркивал роль нянек, сиделок: «Умный врач, т.е. всегда чувствующий малость своих познаний опытов, никогда замечаний их не презрит, но паче воспользуется ими».

Во время врачебного обхода больные точно улавливают характер взаимоотношений врача и сестры.

Опытный врач старается посвятить сестру в тонкости течения болезни, в план лечения, обращает внимание на динамику в состоянии больных. Сестра во время обхода должна сообщать врачу об отказе больного от приема лекарства или внутримышечных и внутривенных инъекций, о затруднениях при выполнении определенных назначений.

Совершенно недопустимой фамильярностью со стороны некоторых врачей является форма обращения к средним медработникам на «ты» и по имени («Таня», «Оля», «Лиза»).

На вопрос анкеты, адресованной медицинским сестрам: «Какую форму обращения со стороны врача вы предпочитаете?» — все они дали один ответ: «По имени, отчеству и на Вы».

Отвечая на вопрос: «Какие качества врача вы больше всего цените?», сестры на первое место поставили «профессиональную эрудицию и врачебное мастерство», на второе — «доброту». Это, наверное, не случайно.

Совместная работа врача-педиатра и медицинской сестры детского стационара взаимно обогащает.

Врач изо дня в день передает медсестре свой опыт в вопросах диагностики детских болезней, оценки тяжести состояния и предсказания прогноза, действия и возможных побочных реакций лечебных средств, распознавания симптомов детских инфекционных заболеваний и др.

С большой благодарностью относятся сестры к врачам, которые щедро делятся своими знаниями. Опытные медицинские сестры, в свою очередь, могут многое передать молодому врачу:

  • навыки в выполнении диагностических и лечебных процедур
  • умение успокоить маленьких детей, убедить их согласиться на зондирование, капельное введение лекарства, пункцию.

В современных условиях развития техники, приборо- и машиностроения специализация научных знаний сопровождается оснащением медицинских учреждений новейшим оборудованием, аппаратурой, компьютерной техникой.

Благодаря достижениям медицинской промышленности из года в год внедряются новые диагностические аппараты. Врачи используют технику для улучшения качества диагностики и лечения.

В связи с более глубокой специализацией и высокой технической оснащенностью медицинских учреждений возникают новые проблемы во взаимоотношениях с больными.

Применение техники все больше вытесняет систему «врач — больной», заменяя ее новой: «врач — аппарат — больной». В результате этого в деятельности врача возникают некоторые отрицательные тенденции.

При этом меньшее значение врачи придают личным наблюдениям за развитием клинической картины болезни ребенка.

В этой связи наметилась некоторая эволюция и в отношениях «врач — медицинская сестра», «больной — медицинская сестра».

Так, в прошлые годы во время обходов врач проявлял больший интерес к информации медицинской сестры, нередко подмечавшей малейшие изменения в состоянии больного. Это помогало в диагностике и лечении больных.

В настоящее время стремление врача опереться на готовые диагностические данные, полученные с помощью машины, умаляет ценность личных наблюдений медперсонала, которые считаются теперь «субъективными» и несовременными.

Отсюда возникли определенные изменения во взаимоотношениях врача и медсестры в детских стационарах. Все реже соблюдается установившаяся традиция врачебного обхода совместно с палатной сестрой. Она отсутствует по двум причинам:

  • с одной стороны, в профессиональные обязанности палатной сестры входит подготовка больных к проведению сложных диагностических исследований (урография, сканирование, электро- и фонокардиография, эхография, рентгенологическое исследование желудка, холецистография и пр.),
  • с другой стороны, утрачен интерес к личным наблюдениям за больным, так как они не всегда поощряются и выслушиваются врачом с должным вниманием.

Такая тенденция неприемлема в детском стационаре и должна изжить себя как временное негативное явление, которое может принести большой вред больным детям.

По предсказаниям ученых, машина не заменит ни врача, ни медицинскую сестру, ни младший медперсонал, их личного контакта с больным. В этой связи уместно вспомнить слова летчика и писателя А.де Сент-Экзюпери: «Я верю, настанет день, когда больной неизвестно чем человек отдастся в руки физиков.

Не спрашивая его ни о чем, эти физики возьмут у него кровь, выведут какие-то постоянные.

Перемножат их одна на другую, затем, сверившись с таблицей логарифмов, они вылечат его одной единственной пилюлей. И все же, если я заболею, я обращусь к какому-нибудь сельскому врачу.

Он взглянет на меня уголком глаз, пощупает пульс и живот, затем кашлянет, раскурит трубку, потрет подбородок — улыбнется мне, чтобы лучше утолить боль. Разумеется, я восхищаюсь наукой, но я восхищаюсь и мудростью…

Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения».

В работе медицинской сестры возможны ошибки. Ежегодно во всех лечебных учреждениях оценивается проделанная работа и анализируются ошибки, которые могут быть случайными и закономерными.

Случайные составляют не более 1 % всех ошибок и могут рассматриваться как проявление биологически унаследованной цикличности функционирования организма (биологические ритмы уровня работоспособности).

Преимущественное число ошибок являются закономерными.

К ним относятся ошибки, возникающие вследствие недостаточных профессиональных навыков (небольшой стаж работы, появление непредвиденных осложнений, реакций у больного, что требует экстренных решений, неотложной помощи, в то время как объем знаний даже высококвалифицированной сестры по некоторым вопросам может быть ограничен, и пр.).

Наблюдаются также закономерные ошибки в связи с халатностью, небрежностью в работе.

Естественно, что это идет вразрез с деонтологическими принципами современной медицины и здравоохранения.

Чтобы избежать ошибок, которые нередко приводят к конфликтным ситуациям в коллективе, медицинская сестра должна быть всегда внутренне собранной, крайне внимательной, так же как и врач, никогда «не должна забывать сомневаться».

Ей нужно чаще советоваться с врачом, особенно, если в чем-то возникают сомнения. Добросовестность, скрупулезность при выполнении своих обязанностей — залог успеха в ее работе.

Соблюдая нормы коллегиальности, медицинские сестры не должны проявлять безразличия, «тактики невмешательства» при дефектах в работе своих коллег. Это несовместимо с профессиональной нравственностью и принципами деонтологии, может отрицательно сказываться на состоянии больных детей.

Поэтому, если у палатной медицинской сестры возникают (особенно в вечернее и ночное время) затруднения при выполнении медицинской процедуры, на помощь ей обязательно приходит коллега, обладающая большим профессиональным опытом.

Постоянная готовность к взаимопомощи — одно из условий нормальных отношений между медицинскими сестрами. Сказанное выше особенно важно при проведении внутривенных вливаний грудным детям.

Ведь порой, и опытные сестры испытывают большие затруднения в выполнении этой манипуляции.

В борьбе с недостатками важную роль играет критика коллег по работе, которая должна восприниматься не как личная обида, а как необходимая помощь.

В этих случаях медицинской сестре следует проанализировать ошибки в своей работе, усилить самоконтроль.

Если в коллективе медицинских работников слабо проводится воспитательная работа, не повышается профессиональное мастерство, там господствует нетерпимое отношение к критике, что свидетельствует о недостаточном уровне общей культуры, низком уровне общественного сознания.

Медсестра не должна критиковать или обсуждать в присутствии больных детей старших товарищей по работе, назначения врачей, действия администрации больницы, ибо этим она унижает собственное достоинство, подрывает авторитет старших товарищей и порождает жалобы родителей.

Ей не следует также превышать свои функциональные обязанности и брать на себя некоторые функции врача:

  1. отменять или заменять лекарственные средства
  2. давать сведения родным и близким о характере заболевания, прогнозе.

Во время ночного дежурства родители могут обращаться к сестре, чтобы она сообщила из истории болезни результаты анализов крови, мочи, заключение рентгенолога и других специалистов. Без ведома врача медицинская сестра не имеет права этого делать.

Говоря о причинах конфликтных ситуаций, возникающих в коллективе медицинских работников детского стационара, нельзя недооценивать и психологические особенности личности, в первую очередь медицинских сестер, прямо или косвенно влияющие на характер взаимоотношений.

В коллективе могут работать медицинские сестры с болезненным самолюбием и честолюбием, обидчивые, упрямые, с повышенной чувствительностью к действительным и мнимым несправедливостям, с недостаточно критическим отношением к себе, вспыльчивые и с агрессивными тенденциями.

Эти особенности личности и формируют «конфликтных» людей. Сотрудникам с такими чертами характера необходимо перейти на работу, не связанную с постоянным общением с детьми (в лаборатории, кабинеты функциональной диагностики) или поменять профессию.

В характере медсестер детских отделений стационара должны преобладать сдержанность во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях, скромность, мягкость в обращении с детьми.

Такие характерологические особенности личности мы нередко называем «женственностью».

Обладающие таким складом характерна медицинские сестры обычно составляют группу «неконфликтных».

Таким образом, своей работой и поведением медицинские работники должны укреплять авторитет всего коллектива детского лечебного учреждения, а это возможно только при соблюдении норм этики и деонтологии взаимоотношений медицинских работников.

Соблюдение норм медицинской этики, культура общения с коллегами, уважительное отношение друг к другу создают оптимальный микроклимат в коллективе, приносят моральное удовлетворение от труда.