Медицинская сестра детского стационара — особенности профессии

Опубликовано: 28.03.2016

Жизнь и здоровье, образование и воспитание детей в нашей стране – предмет постоянных забот государства. Дети – завтрашний день нашей Родины, наша смена.

Правительство уделяет охране материнства и детства большое внимание.

Представим себе картину недалекого прошлого.

Детей косили голод и болезни, которые принимали на фоне голодания катастрофические размеры. Особенно много детей погибало от оспы, дифтерии, скарлатины, кори, острых желудочно-кишечных болезней. Лечиться было негде, и лечить было некому.

В России первые детские больницы были организованы только в 30-40-е годы XIX века. Они создавались и содержались на крайне скудные средства от частной благотворительности.

Медицинская помощь, оказываемая в этих больницах, была платной.

От платы освобождались только те дети, бедность которых удостоверялась соответствующими документами.

В связи с этим большинство детей не имели возможности получить квалифицированную медицинскую помощь в стационарных условиях.

Развитие детских больниц в нашей стране началось только после Великой Октябрьской социалистической революции.

Из года в год увеличивается число детских больничных коек, строятся новые больницы и здравницы для детей.

1357467101_medicinskaya-sestra-detskogo-stacionara-osobennosti-professiiСвыше 2 миллионов медицинских сестер России ежедневно и ежечасно помогают сохранить людям здоровье, избавить их от болезней, вернуть к активной жизни.

Для решения больших задач, поставленных в настоящее время перед здравоохранением в области охраны материнства и детства, медицинские сестры, как и все медицинские работники, должны повысить профессиональную ответственность.

Уметь оказать все виды медицинской помощи, в том числе и стационарной, активно поддерживать и внедрять передовой опыт работы, направить все усилия на дальнейшее укрепление здоровья пострадавшего поколения. От решения этих задач будет зависеть здоровье нашего общества.

Какие же можно выделить особенности профессии медицинской сестры детского стационара?

В стационаре детей размещают с учетом заболевания, возраста и пола. При госпитализации соблюдается порядок заполнения палат.

Выздоравливающих детей переводят в палаты или отделения для выздоравливающих детей. Этим предупреждается возможность возникновения перекрестной инфекции.

Медицинская сестра терапевтического отделения детской больницы должна достаточно хорошо ориентироваться в вопросах инфекционных заболеваний и противоэпидемических мероприятий.

Зная первые признаки инфекционного заболевания, она своевременно даст сигнал врачу о заносе инфекции, своевременно проведет все мероприятия для изоляции инфекционного больного и сделает всё необходимое, чтобы предупредить возможное заболевание у контактных детей. Чем раньше это будет сделано, тем эффективнее будет результат.

Медицинская сестра детского стационара должна также хорошо знать анатомо-физиологические особенности детского организма по периодам детства.

Ряд физиологических функций, характерных для детей раннего возраста, являются патологическими для детей старшего возраста. Доскональное знание этих особенностей детского организма представляет собой одно из отличительных свойств работы детской медицинской сестры.

В каком бы детском стационаре ни работала медицинская сестра, она должна быть профессионально грамотной. А это значит, что она должна знать первые клинические признаки многих болезней не только терапевтического и инфекционного профиля, но и хирургических заболеваний, кожных, стоматологических и пр.

Прекрасный организатор здравоохранения, блестящий ученый-педиатр академик Г.Н. Сперанский говорил: «Педиатрия – это вся медицина, сдвинутая на детский возраст; она охватывает почти все медицинские специальности».

В этом – вся сложность педиатрической профессии. Поэтому одной из особенностей профессии детской медицинской сестры является необходимость систематического совершенствования своих знаний, частой работы с книгой, то есть постоянного самообразования.

Детская медицинская сестра обязана хорошо знать патогенетические особенности болезней детского возраста.

Ребенок не может, как взрослый больной, указать, где локализуется боль, рассказать о характере боли или других болезненных ощущений.

У детей нередко отсутствуют те симптомы болезни, которые характерны для определенного заболевания у взрослых, и наоборот, некоторые симптомы (например, рвота) могут быть при многих патологических состояниях.

Опытная детская медицинская сестра по скудным жестам ребенка, мимике, позе, характеру плача, крика, по глазам и изменению кожи может распознать тяжесть болезни, заподозрить заболевание, предупредить об этом врача.

Она должна обладать даром высокой чувствительности, «предвидения», «ощущения» того состояния, которое мы называем патологией. Это качество детской медицинской сестры вырабатывается опытом и является высшим проявлением ее медицинской эрудиции, или, как часто говорят, интуицией.

Одной из самых важных и трудных задач в работе медицинской сестры детского стационара является организация и проведение рационального вскармливания детей.

Трудность здесь обусловлена тем, что, с одной стороны, ребенок нуждается в таком количестве пищи, которое покрывало бы высокие энергетические затраты его организма в связи с ростом и развитием, а с другой – при заболевании и в связи с функциональной незрелостью пищеварительной системы ребенок обнаруживает меньшую толерантность (выносливость) по отношению к пище.

Поэтому медицинская сестра должна хорошо знать вопросы возрастного детского и лечебного диетпитания. Правильная организация питания детей в стационаре с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их организма – несомненно, важный фактор, способствующий выздоровлению.

Вряд ли есть необходимость доказывать, что медицинская сестра должна любить детей. Окружить ребенка лаской и заботой. Уметь его успокоить и накормить, вынуть из кроватки и перепеленать, уметь выполнить медицинскую манипуляцию, причинив минимальную боль.

Детская медицинская сестра должна также строго соблюдать заповедь педиатра: «Относись к ребенку и его родителям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе и твоим детям в дни здоровья и в часы болезни».

Ласковая улыбка, теплое слово (одобрение и похвала) взрослого ободряют ребенка, вызывают у него чувство уверенности и защищенности от болезни. А «тот, кто осушил слезы и вызвал улыбку на устах ребенка, достоин зодчего, построившего самый величественный храм» — так гласит индийский афоризм.

И еще одной особенностью должна обладать детская медицинская сестра – умением ладить с матерями больных детей, найти в них своих союзников в борьбе за здоровье ребенка, подчинить их самоотверженную преданность единой цели – выздоровлению ребенка. А для этого необходимо, чтобы медицинская детская сестра обладала даром сопереживания, сострадания.

Таким качеством должны быть наделены медицинские сестры любой специализации. Но детская медицинская сестра должна быть наделена в избытке этим щедрым природным даром, составляющим одно из главных личностных качеств ее труднейшей и благороднейшей профессии.

Родители должны чувствовать сопереживание (соучастие) медицинской сестры, разделяющей вместе с ними их тревогу из-за болезни ребенка. В это понятие входит то внутреннее состояние, при котором медицинская сестра, не считаясь со временем, отдает больному ребенку частицу своего сердца, свое душевное волнение, доброту своих рук.

Слово «милосердие» обозначает умение сострадать, сочувствовать. Сочувствие – это великая человеческая способность. Тот, кто ею наделен, умеет превращать сочувствие в содействие.

Вдумайтесь в слово «сестра», которым называют людей в белых халатах и на разных языках придают ему одинаковый смысл – человеческого родства.

Сестрой милосердия издавна называли медицинскую сестру в России. «Моцкалебис да» (сестра сострадания) – так образно называют медицинскую сестру в Грузии. «Сестричкой» называют ласково медицинскую сестру в настоящее время.

Мы привели главные качества, необходимые детской медицинской сестре. Эти общечеловеческие качества в медицине имеют особый смысл, а в педиатрии приобретают статус необходимых профессиональных качеств.