Медицинская сестра, выполнив необходимые назначения врача в приемном отделении, переводит ребенка в палату для дальнейшего лечения.
При этом она должна устно сообщать палатной сестре некоторые особенности заболевания ребенка, например, диагноз, тяжесть течения заболевания, характер поведенческой реакции ребенка в приемном отделении, наличие или отсутствие аллергической реакции; сведения о непереносимости антибиотиков и др.
Личный контакт между сестрой приемного отделения и палатными сестрами является важным звеном в организации лечения и ухода за больным ребенком.
В большинстве случаев оптимальное число детей в палате хорошо адаптирующихся к стационару – четыре, плохо адаптирующиеся дети предпочитают находиться вдвоем.
Дети не любят быть в палате (боксе) в одиночестве. «За что меня наказали?», «Я здесь, как в клетке», — говорят дети в подобном случае.
Желательно, чтобы размещение детей в палатах производилось с учетом возраста, пола, общности интересов, диагноза, стадии заболевания, то есть с учетом психологической и соматической совместимости.
Дети тяжело переносят перевод по каким-либо причинам из одной палаты в другую.
Во время утреннего обхода медицинская сестра докладывает лечащему врачу о самочувствии поступившего больного, о его поведении за прошедшие сутки, отмечает характер его эмоционально-поведенческих реакций.
Особого внимания заслуживают дети с плохой адаптацией к стационару.
Такие дети нередко испытывают чувство страха, тоску. Они часто с трудом засыпают, им снятся «страшные сны», «бросившие их родители», после сна у них часто наблюдается вялость.
Некоторые медицинские сестры, чтобы успокоить проявляющего негативизм ребенка, обещают ему, что утром за ним придут родители и заберут его.
Ребенок постепенно успокаивается и засыпает. Рано утром он устремляется к двери и встревоженный тем, что родителей еще нет, дает еще более усиленную реакцию пассивного протеста.
Особенно влияют на течение адаптации такие «ложные уговоры» в больницах (областных), в которых дети лишены возможности частых свиданий с родителями.
Поэтому нужно найти другие методы успокоения ребенка, нужно своим теплым отношением, индивидуальным подходом постараться заменить такому ребенку мать.
Дети легко привыкают к медицинским сестрам, проявляющим сердечность, теплоту, любовь к своим маленьким пациентам, и успокаиваются. Обычно длительность адаптации к стационару продолжается 1-3 дня (у 43% детей, по официальным наблюдениям).
У некоторых этот период затягивается до 7-10 дней. У части больных, плохо адаптирующихся к стационару, полной адаптации к моменту выписки вообще не наступает.
Детям следует всегда говорить правду о примерных сроках выписки. В противном случае, если ребенка по какой-то причине выпишут позже обещанного ему срока, возможно появление негативной поведенческой реакции, которая может повлиять на течение заболевания.
Детям с плохой адаптацией, если позволяет их состояние, в начале пребывания в стационаре, следует ограничить болезненные или неприятные манипуляции (забор крови из вены, зондирование двенадцатиперстной кишки, зондирование желудка и пр.).
Желательно перенести их на период, когда адаптационные проявления у ребенка исчезнут или уменьшатся. В каждом конкретном случае медицинская сестра обязана доложить лечащему врачу о неблагоприятном течении адаптации у ребенка, об отрицательных эмоционально-поведенческих реакциях у него даже на общие клинические исследования.
Врач, осведомленный об этом, может отложить проведение того или иного исследования на более поздние сроки, когда уменьшится эмоциональное напряжение у больного (или заменить его другим).
Очень важно проведение психотерапии таким больным и выбор оптимальной психологической обстановки для выполнения исследования.
В больничной обстановке более резко выступают отрицательные характерологические особенности ребенка. У плохо адаптирующихся детей в стационаре появляются такие черты характера, которые, по утверждению их родителей, не наблюдались у них дома, — драчливость, грубость и пр.
Очень важную роль в благоприятном течении адаптации детей к стационару играет педагог-воспитатель, использующий разнообразные формы воспитательной работы. Дети всегда с нетерпением ожидают прихода педагога, который организует занятия лепкой, шахматный турнир, утренник, кукольный спектакль и другие мероприятия.
Очень важно преодолеть реакцию протеста у ребенка, создать такую обстановку, которая сделала бы для него мене болезненным отрыв от родителей, от дома, привычного коллектива.
На адаптацию детей к стационару влияет и ряд других факторов: частота посещений родителями и близкими, школьными товарищами и учителями.
Возможность смотреть телевизор и слушать радио и пр., что зависит от организации досуга детей в свободное от диагностических и лечебных процедур время, а также от умения медицинского персонала больницы создать ребенку психический покой в период лечения в стационаре.
Таким образом, персонал детской больницы должен уметь находить «ключи» к внутреннему миру ребенка, применяя индивидуальный подход при выполнении диагностических, лечебных процедур и выборе методов медико-педагогических профилактических мероприятий, особенно в случаях неблагоприятного течения адаптации к стационару у госпитализированных детей.