Эмоциональная и психологическая совместимость больных детей в палате

Опубликовано: 28.03.2016

Детское отделение на период пребывания больного в стационаре, иногда довольно продолжительный, становится для больного вторым домом со своим укладом (режимом).

От того, как сложатся взаимоотношения больного с соседями по палате, будут зависеть настроение ребенка и характер его эмоционально-поведенческих реакций.

Для установления оптимального микроклимата в палате большое значение имеет психологическая совместимость больных детей.

Если в палате часто возникают конфликтные ситуации, ссоры между детьми, то, значит, на это есть причины, нередко связанные с психологической несовместимостью.

Какие факторы способствуют психическому покою больных, какие причины приводят к нарушению микроклимата в детской палате и как их устранить?

Эти вопросы должны всегда интересовать медицинскую сестру детского стационара.

У детей раннего и дошкольного возраста ссоры возникают из-за игрушек, употребления обидных слов и кличек, применения физической силы.

Инициаторами таких ссор часто бывают дети с дефектами воспитания. Во время болезни некоторые характерологические черты (например, настойчивые требования удовлетворить свои прихоти, несдержанность в желаниях и пр.) проявляются особенно резко.

Такие дети должны находиться под постоянным контролем медицинской сестры и врача. В некоторых случаях нужна консультация невропатолога или даже психоневролога.

1357479167_emocionalnaya-i-psihologicheskaya-sovmestimost-bolnyh-detey-v-palateВ нормализации микроклимата в палате и создании охранительного режима у детей младших возрастных групп медицинской сестре могут помочь больные дети старшего возраста (организовать игры, читать сказки и пр.), а также родители.

В отличие от дошкольников психологическая несовместимость у детей школьного возраста (особенно у подростков) может, на первый взгляд, ничем не проявляться.Внешне они остаются спокойными, скрывают сильные отрицательные эмоции.

Чаще всего это дети, имеющие тяжелые соматические заболевания, длительное время прикованные к постели, с ограниченными возможностями передвижения (ревматоидный артрит с деформациями и анкилозом суставов, аномалии развития, деформации позвоночного столба и др.).

Эти больные уходят в мир внутренних переживаний, не контактируют с медперсоналом и другими больными в палате, легко ранимы и возбудимы. Неосторожно сказанное в их адрес слово воспринимается как насмешка над их физическим недостатком. Таких детей лучше помещать в двухместные палаты.

Как формировать палаты в детском отделении, какими критериями следует при этом пользоваться?

Такой вопрос мы включили в анкеты, которые вручили больным, медицинским сестрам, матерям, пребывающим в стационаре с детьми грудного возраста.

Ответы были неоднозначными. Больные дети просили помещать тяжелобольных в отдельные палаты (на 1—2 человека). Из ряда критериев, предложенных для формирования палат, они выделили возраст и общие интересы.

Медицинские сестры считали возможным при формировании палат руководствоваться главным критерием — размещать больных по диагнозу заболевания и, если позволяют условия больницы, по возрастному составу.

По их мнению, такое размещение больных значительно облегчает уход, подготовку к проведению диагностических инструментальных исследований, организацию лечебно-охранительного режима.

Находясь в одной палате, дети делятся впечатлением о безопасности и безвредности определенного обследования, успокаивают друг друга, помогают преодолеть страх перед диагностической процедурой.

Кроме того, при таком размещении больным в палате легче соблюдать определенный двигательный режим (в случаях сердечно-сосудистой патологии), диетотерапию с частым кормлением (при гастроэнтерологической патологии), бессолевую диету и водный режим (при заболевании почек) и т. д.

Матери с грудными детьми высказали пожелания учитывать при формировании палат также фактор возраста, диагноз и сроки заболевания, особенно при патологии органов дыхания у детей.

В последние годы ощущается большой дефицит в младшем медицинском персонале. Это неблагоприятно сказывается на качестве ухода за больными, особенно в детских больницах.

В связи с неукомплектованностью медицинского персонала больниц и в целях создания оптимальных условий для детей раннего возраста в больницах практикуется формирование палат смешанного возраста.

Одного-двух больных детей до 5 лет помещают в материнскую палату или в палату для девочек старшего возраста. Все больные палаты оказывают посильную помощь медперсоналу в уходе за малышами (причесывают их, заправляют кроватку, водят на манипуляции, приносят им передачу и т. д.).

Малыши очень привязываются к старшим детям, слушаются их, легче переносят разлуку с родителями.

На практике был случай, который иллюстрирует вышесказанное, Таня С., 12 лет, помогала в уходе за Женей К, 5 лет, лечившейся по поводу хореи. Под влиянием лечения в обстановке благоприятного микроклимата в состоянии Жени К. произошли положительные сдвиги: исчезли гиперкинезы (насильственные движения), улучшилась координация движений, нормализовались речь, сон. У Тани С. окончился курс лечения в стационаре, и она была выписана. Больная хореей плакала в течение двух дней, не помогали даже посещения матери, которая пыталась ее успокоить. На третий день усилились гиперкинезы, нарушились аппетит и сон. Расстроенные родители вынуждены были поехать к родителям Тани С. с просьбой разрешить Тане навещать их девочку в больнице. Встреча девочек благоприятно сказалась на течении заболевания, и вскоре Женя была выписана в удовлетворительном состоянии.

Из приведенного клинического наблюдения следует, что психологический климат в палате оказывает влияние на течение заболевания, сроки пребывания больного в стационаре.

Медицинская сестра детского отделения должна обладать умением создать в палатах нужный микроклимат, отвлечь детей от их заболевания, сформировать у них психологическую установку на благоприятный исход болезни, на выздоровление.

На период лечения она должна стать больным детям хорошим, надежным другом.