Формы и методы повышения профессионального мастерства

Опубликовано: 29.03.2016

На современном этапе развития лечебно-профилактической помощи значительно возросли требования к профессиональному мастерству медицинских сестер.

Высокое качество работы нельзя обеспечить без глубоких профессиональных знаний, без творческого отношения к делу на основе хорошей деонтологической подготовки, а для этого необходимо постоянное повышение деловой квалификации медицинских работников.

Существуют разнообразные формы и методы повышения квалификации медицинских сестер: курсы (постоянно действующие, прерывистые, краткосрочные и более длительные), семинары, декадники, тематические занятия и пр.

Подготовку среднего медицинского персонала проводят наиболее опытные врачи.

Главным организатором всех сестринских мероприятий, в том числе и по повышению квалификации средних медицинских работников, должен быть совет медицинских сестер больницы.

Советы медицинских сестер (первые такие советы возникли в 1948—1950 гг.) организуют и направляют работу среднего и младшего медицинского персонала.

Председателем совета обычно является главная медсестра больницы. Вся его работа осуществляется по плану, утвержденному главным врачом больницы.

В плане большое место должно отводиться и проведению различных форм повышения квалификации медицинских сестер. Не должно быть никаких стандартов в проведении этой работы — к ней нужно подходить творчески, постоянно искать лучшие, более эффективные формы.

Высшей формой профессиональной учебы медицинских сестер является научно-практическая конференция.

При организации таких конференций нужно подбирать наиболее актуальную тему, продумывать оформление помещения, выпускать специальные санитарные бюллетени, подготавливать наглядные пособия, рефераты по темам.

Наиболее перспективная форма — тематическая научно-практическая конференция.

Выбирается какая-нибудь важная проблемная тема, которая интересует медицинских сестер разного профиля.

1361735288_UchProc2Наиболее продуктивно проходят такие конференции, если на обсуждение выносится не более 6— 7 докладов продолжительностью каждый 10—15 мин.

Желательно, чтобы вели такую конференцию ведущие специалисты района или города, сотрудники, медицинских училищ или медицинских институтов.

Это способствует более высокому уровню подготовки докладов, повышению интереса к обсуждаемым вопросам.

В работе советов медсестер важное место занимает проведение читательских конференций, в том числе по материалам журнала «Медицинская сестра», который на протяжении более 40 лет своего издания играет значительную роль в повышении практического и теоретического уровня работников среднего медицинского звена.

Конференции являются стимулом для активной подписки на журнал, который должен быть настольной книгой каждой медицинской сестры. Постоянное самообразование, то есть пополнение своих знаний из специальной литературы, наблюдений из практики и пр., должно стать правилом для любого медицинского работника.

Существует индийское изречение: «Медицину невозможно выучить, и тот не является знающим врачом, кто не изучает ее каждый день заново».

Тот же смысл имеет крылатое выражение известного русского врача-терапевта и ученого-гуманиста М. Я. Мудрова: «Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку». В полной мере это можно сказать и о медицинской сестре.

Одним из видов повышения квалификации медицинских сестер является проведение смотров-конкурсов на звания «Лучший по профессии», «Лучшая медицинская сестра» и др.

Лечебные учреждения могут проводить также смотры-конкурсы на лучший медицинский пост, лучших лаборанта, процедурную сестру, младшую сестру, сестру-хозяйку и др.

Все виды смотров являются как бы заключительным итогом работы по повышению квалификации и профессионального мастерства.

Нужно добиваться, чтобы качества, демонстрируемые во время смотров-конкурсов; профессиональное мастерство, эрудиция, виртуозное владение техникой, проявлялись в повседневной трудовой деятельности.

Большое значение должно придаваться освоению средним медицинским персоналом смежных специальностей исходя из производственной необходимости.

Овладение медперсоналом смежными специальностями дает возможность руководству больницы более мобильно использовать кадры, позволяет вовремя заменить работников, отсутствующих на работе по тем или иным причинам.

Совет медицинских сестер должен обеспечивать проверку качества и содержания занятий, контроль за ходом учебы, изучать эффективность проводимых занятий, разрабатываемых учебным сектором совета.

Чтобы исключить деонтологические ошибки в отношениях с больным, медицинской сестре необходимо знать особенности возрастной психологии ребенка и приемы «малой» психотерапии.

Овладение знаниями в области медицинской психологии существенно повышает качество и эффективность медицинской помощи детям, страдающим соматическими заболеваниями, способствует профилактике конфликтных ситуаций, облегчает установление контакта и всю последующую работу с детьми.

Поэтому, на наш взгляд, изучение вопросов возрастной психологии является обязательным для каждой детской медицинской сестры и должно непременно входить в план повышения квалификации медицинских сестер детского стационара.

Уместно вспомнить в этой связи слова известного врача и ученого И. А. Кассирского: «Мне хочется сказать горькую правду.

Некоторым нашим медицинским сестрам не хватает общей культуры. Они должны и могут научиться сестринской психотерапии у постели больного».

Постоянное развитие и совершенствование форм повышения деловой квалификации средних медицинских работников положительно сказывается на состоянии лечебно-диагностического процесса в больнице.

Значение повышения квалификации медсестер чрезвычайно велико в настоящее время, то есть в условиях научно-технического прогресса, бурного развития методов диагностики и лечения.

Только при соответствии своего профессионального уровня требованиям времени они с успехом смогут выполнять роль первых помощников врача.

Добросовестное отношение к труду — нравственный принцип, определяющий положение медицинского работника в коллективе и обществе. По тому, как медицинский работник относится к своим обязанностям, как он исполняет свой долг, судят о его деловых и нравственных качествах.

Выбрав профессию медицинской сестры, нужно пронести ее через всю жизнь чистой и незапятнанной, как белый халат.